Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила № 761).
В соответствии с пунктом 8 Правил № 761 для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства. Согласно пункту 11 Правил № 761 уполномоченные органы осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, в том числе посредством направления соответствующих запросов в организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. В случае обнаружения недостоверных сведений в предоставленных заявителем информации и документах уполномоченные органы обязаны сообщить об этом в компетентные органы.
При этом в силу пункта 19 Правил № 761 уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя исходя из сведений о составе семьи, содержащихся в заявлении о предоставлении субсидии, а также на основании пунктов 8(1) и 11 настоящих Правил.
Таким образом, Правилами № 761 исключаются случаи истребования у гражданина справок о составе семьи, и предусматривается самостоятельное декларирование гражданином состава своей семьи при подаче заявления о предоставлении субсидии. Аналогичная правовая позиция изложена в письме Министерства экономического развития России от 13 сентября 2018 г. № Д09и-716.
В частности, Департамент государственного управления Минэкономразвития России сообщает, что в соответствии с пунктом 5 раздела III протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 ноября 2016 г. № 143 (далее - Протокол) высшим органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано обеспечить исключение из нормативных правовых актов субъектов РФ требований о представлении справок о составе семьи (и иных документов, содержащих сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем, и родственных связях между данными лицами и заявителем), предусмотрев возможность получения указанной информации в порядке, предусмотренном пунктом 2 раздела III Протокола.
В соответствии с пунктом 2 раздела III Протокола справки о составе семьи (и иные документы, содержащие сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем, и родственных связях между данными лицами и заявителем) предполагается заменить информацией:
а) о лицах, проживающих совместно с заявителем:
до 31 декабря 2018 г. - на основании декларирования заявителем данных сведений и проверки их органом, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (МВД России);
с 1 января 2019 г. - в порядке межведомственного информационного взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
б) о родственных связях заявителя - на основании декларирования заявителем данных сведений (заявитель может по своей инициативе самостоятельно представить эти сведения).
Таким образом, решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы рекомендовано обеспечить исключение случаев истребования у заявителей выписок из домовых книг и карточек учета собственников жилых помещений, в том числе при предоставлении государственных услуг, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 раздела III Протокола.
Административным регламентом Министерства внутренних дел России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ (приказ МВД России от 31.12.2017 № 984) с 17.04.2018 отменены домовые (поквартирные книги), поквартирные карточки и карточки регистрации, а их истребование носит нелегитимный характер.
Органы местного самоуправления более не выдают «справки о составе семьи» (выписки из домовой книги), так как в их обязанности не входит ведение регистрационного учета граждан и выдача соответствующих справок. В связи с отсутствием в органах местного самоуправления необходимых и достоверных сведений, подтверждающих факт проживания граждан по месту жительства и регистрации, выдача «Выписок из домовых книг» (в том числе «справок о составе семьи») и «Справок о последнем месте проживания гражданина на день смерти» - прекращена.
Получить сведения о регистрации в отношении себя и (или) иных физических лиц (государственную услугу на предоставление адресно — справочной информации физическим лицам) гражданин может посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (в форме электронного документа) или в миграционной службе (по предварительной записи на прием в Отдел по вопросам миграции Отдела МВД России по Миллеровскому району находится по адресу: 346130, г. Миллерово, ул. М. Горького, 23 – для подачи заявления на бумажном носителе, установленного образца, с предоставлением всех необходимых документов).
В настоящее время орган, ранее запрашивающий у граждан справку о составе семьи, теперь в случае необходимости, запрашивает адресно-справочную информацию самостоятельно (в рамках межведомственного взаимодействия), т.е. граждане освобождены от ее предоставления в органы социальной защиты населения и прочие организации.
Также информацию, содержащую сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем, родственных связях между данными лицами и заявителем можно заменить информацией на основании декларирования (самостоятельного уведомления) заявителем данных сведений.
Исходя из вышеизложенного, Администрация Миллеровского городского поселения выдавать выписки из домовой книги, справки о составе семьи и зарегистрированных лицах не имеет права.