Состояние нормативно-правового регулирования в области муниципального земельного контроля.
Муниципальный земельный контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований земельного законодательства, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, на предмет выявления признаков нарушений требований земельного законодательства или установления отсутствия таких признаков, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.
Осуществление муниципального земельного контроля регулируется следующими нормативными правовыми актами:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Земельным кодексом Российской Федерации;
3) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) Областным законом Ростовской области от 25.10.2002г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях»;
5) Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
6) Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 02.01.2015г. «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»;
7) Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
8) Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
9) Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
10) Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль»;
11) Постановлением Правительства Ростовской области от 12.02.2015 № 86 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля»;
12) Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
13) Постановлением Администрации Миллеровского городского поселения от 29.08.2016 № 422 «Об утверждении Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержания на проведение плановых (рейдовых) осмотров обследований земельных участков при осуществлении муниципального земельного контроля и Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Миллеровского городского поселения»;
14) Уставом муниципального образования «Миллеровское городское поселение»;
15) Постановлением Администрации Миллеровского городского поселения от 03.10.2016 г. № 504 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля».
Указанные муниципальные нормативные правовые акты опубликованы на официальном сайте Администрации (http://www. millerovo.name/).
Организация муниципального земельного контроля.
Муниципальный земельный контроль на территории городского поселения осуществляется специалистами отдела жилищно-имущественных, земельных отношений и правовой работы Администрации.
Основными функциями муниципального земельного контроля являются проведение проверок в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения обязательных требований земельного законодательства, а также по контролю за исполнением ранее выданных предписаний об устранении, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, предусмотренных КоАП РФ.
Вспомогательными функциями муниципального земельного контроля являются:
- формирование, согласование и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц;
- создание запросов в соответствии со своей компетенцией в федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации о предоставлении необходимых для осуществления муниципального земельного контроля сведений и материалов о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документов, удостоверяющих права на земельные участки и находящиеся на них объекты, сведений о лицах, использующих земельные участки, находящихся на территории Миллеровского городского поселения, а так же графических материалов о границах земельных участков или о кадастровых кварталах на топографической основе;
- ведение учета и формирование отчетности по выявленным нарушениям земельного законодательства;
- подготовка аналитической информации об осуществлении муниципального земельного контроля на территории городского поселения.
Нормативными правовым актом, регламентирующим порядок исполнения функций по муниципальному земельному контролю является постановление Администрации Миллеровского городского поселения от 03.10.2016 г. № 504 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля».
В ходе исполнения функций по муниципальному земельному контролю в течение 2019 года отдел взаимодействовал с органом, осуществляющим на территории Ростовской области государственный земельный надзор, а именно с Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
Указанное взаимодействие заключалось в обмене информацией о зарегистрированных правах на земельные участки и расположенных на них строениях.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» в целях недопущения проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя федеральными органами государственного земельного надзора и органами муниципального земельного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения установленной законодательством Российской Федерации периодичности проведения плановых проверок ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках муниципального земельного контроля, согласован с Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области и Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу
Кроме того, в рамках муниципального земельного контроля регулярно осуществляется взаимодействие с межрайонной прокуратурой. В рамках указанного взаимодействия, сотрудники отдела принимали участие в прокурорских проверках в качестве специалистов.
Работа по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по муниципальному земельному контролю при проведении проверок на территории муниципального образования «Миллеровское городское поселение» не осуществлялась.
Финансовое и кадровое обеспечение муниципального земельного контроля.
Сведения характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению муниципального контроля (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчёте на объём исполненных в отчётный период контрольных функций) - не предусмотрено;
Данные о штатной численности работников органа муниципального контроля, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности:
- функции по муниципальному земельному контролю возложены на 2-х специалистов отдела жилищно-имущественных, земельных отношений и правовой работы Администрации Миллеровского городского поселения.
Работники, выполнявшие функции по муниципальному земельному контролю имеют следующую квалификацию:
Начальник отдела (юриспруденция);
главный специалист (землеустройство и кадастр, юриспруденция)
Средняя нагрузка на одного работника по фактически выполненному в 2019 году объему функций составляет 11 проверок.
В 2019 году при проведении муниципального земельного контроля эксперты и представители экспертных организаций не привлекались.
Проведение муниципального земельного контроля.
В 2019 году проведен проверка в отношении юридических лиц и граждан на предмет соблюдения обязательных требований земельного законодательства, из них 9 в 1-е полугодие и 8 во 2-е полугодие 2019 года.
В ходе осуществления муниципального земельного контроля выявлено 12 нарушений требований земельного законодательства, 12 из которых допущено физическими лицами, 0 – юридическим лицом.
По результатам проверок специалистами составлены акты проверок. Акты проверок с признаками нарушений земельного законодательства в соответствии со ст. 72 ЗК РФ направлены в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на рассмотрение.
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялись мероприятия по муниципальному земельному контролю, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не наблюдалось.
Действия органов муниципального земельного контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений.
По фактам выявленных нарушений акты были переданы в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области для принятия решений.
В ходе осуществления муниципального земельного контроля специалистами с проверяемыми юридическими лицами и гражданами проводилась методическая работа, направленная на предотвращение нарушений с их стороны.
Сведения об оспаривании в суде оснований и результатов, проведенных в отношении вышеуказанных лиц мероприятий по муниципальному земельному контролю, отсутствуют.
Анализ и оценка эффективности муниципального земельного контроля.
Анализ и оценка эффективности муниципального земельного контроля осуществляется по следующим показателям, рассчитанным на основании сведений, содержащихся в форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
- выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок) – 100% (1-е полугодие 2019 г. – 0 %, 2-е полугодие 2019 г. – 100 %);
- доля заявлений, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано-0 % ;
- доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок) – 0 % (1-е полугодие 2019 г. – 0 %, 2-е полугодие 2019 г. – 0 %).
- доля проверок, проведенных органами муниципального земельного контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам, выявления которых к должностным лицам муниципального земельного контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных проверок – 0 %;
- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами муниципального земельного контроля были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, деятельность которых подлежит муниципальному контролю) – 0,5 %;
- среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя – 1 (1-е полугодие 2019 г.-0, 2-е полугодие 2019 г. – 1);
- доля проведенных внеплановых проверок (в процентах общего количества проведенных проверок) – 0% (1-е полугодие 2019 г. – 0 %, 2-е полугодие 2019 г. – 0 %);
- доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок) – 0 % (1-е полугодие 2019 г. – 0 %, 2-е полугодие 2019 г. – 0 %);
- доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок) – 0%;
- доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок) – 0%;
- доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) – 70,59% (1-е полугодие 2019 г. – 77,77 %, 2-е полугодие 2019 г. – 62,5 %);
- доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения) – 0% (1-е полугодие 2019 г. – 0 %, 2-е полугодие 2019 г. – 0 %);
- доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях) – 0%;
- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц) – 0%;
- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц) – 0%;
- количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба) – 0,%;
- доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений) – 0 % .
Выводы и предложения по результатам муниципального земельного контроля.
Результатом осуществления муниципального земельного контроля в 2019 году является пресечение бесплатного землепользования и вовлечения в оборот самовольно используемых земельных участков и земельных участков, используемых без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на них.
Проведение земельного муниципального контроля посредством проведения проверок позволяет обеспечить выполнение земельного законодательства, повысить поступление доход в местный бюджет (сокращение задолженности по земельному налогу).
Предложения: совершенствование законодательства о частичном поступлении штрафных сумм от уплаты по нарушениям в бюджет поселения.
Глава Администрации Ю.А.Любченко