АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Информационный бюллетень
«Потребителям
жилищно-коммунальных услуг
Ростовской области»
2009 год
Вопросы жителей области
Почему необходимо государственное регулирование тарифов?
Ответ:
Поставщики коммунальных услуг являются, как правило, монополистами, а в данной сфере не работают механизмы конкурентных, рыночных взаимоотношений. Любой монополист, используя своё исключительное положение и отсутствие конкурентов, стремится получить максимальный доход, в том числе сверхприбыль. Это означает, что финансовая нагрузка на потребителя будет неконтролируемо расти. Однако далеко не каждый потребитель в состоянии оплатить такие услуги, а выбрать другого поставщика услуг, как правило, не представляется возможным.
Необходимо отметить, что ресурсоснабжающая организация (далее - РСО) имеют и другое название – организации жизнеобеспечения. И в случае неполного возмещения необходимых затрат предприятий возможны негативные последствия. Поэтому и возникает необходимость тарифного регулирования этой сферы.
Основная задача тарифного регулирования - обеспечение баланса интересов РСО и потребителей их товаров и услуг. Другими словами, необходимо обеспечить доступность этих товаров и услуг для потребителей без ущерба для эффективного функционирования РСО.
Как регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг?
Ответ:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила). Их цель - защита прав потребителей коммунальных услуг.
Правила устанавливают отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют их права и обязанности, ответственность, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и т.д. При этом используются следующие понятия:
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Потребитель коммунальных услуг - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть:
- управляющая организация (УО),
- товарищество собственников жилья (ТСЖ),
- жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив (ЖК),
- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений).
Исполнитель коммунальных услуг несет ответственность и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения. При этом в обязанности исполнителя коммунальных услуг входит заключение договоров с РСО (поставщиками электроэнергии, тепловой энергии, газа, воды) или самостоятельное производство коммунальных ресурсов.
Таким образом, РСО может приобрести статус исполнителя коммунальных услуг только в одной ситуации - если собственники помещений выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом.
Необходимо также подчеркнуть, что в соответствии с Правилами условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как правильно реализовать свои права потребителя коммунальных услуг?
Действующее законодательство четко определило возможные формы управления многоквартирным жилищным фондом. Создание же неких «новых», «гибридных» форм управления таким фондом не позволяет потребителям услуг защитить свои права.
Продолжающаяся практика эксплуатации жилищного фонда со стороны третьих лиц, не взявших на себя всю полноту ответственности, предусмотренную действующим законодательством, не только не позволяет защитить права потребителей коммунальных услуг, но дискредитирует проводимую жилищно-коммунальную реформу.
Поэтому жители, реализуя свои права, должны помнить, что законодательство предусматривает только три формы управления многоквартирным жилым фондом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Ключевую роль в выборе способа управления играют сами жители, когда подписывают различного вида протоколы выбора способа управления.
Институт управления многоквартирным домом и такой субъект, как управляющая организация, возникли после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, который на управляющую организацию возложил роль координатора и исполнителя работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также роль своеобразного «буфера» между населением и РСО. При передаче дома в управление управляющей организации предполагается, что именно она будет нести ответственность за качество предоставляемых потребителям коммунальных услуг и содержание жилищного фонда, расчет платы за жилищно-коммунальные услуги, наличие аварийно-диспетчерской службы, осуществление перерасчета платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами.
В итоге, во-первых, потребители должны получать один платежный документ, где указаны все виды оказанных коммунальных и жилищных услуг, отдельных квитанций от РСО (газоснабжающих и энергосбытовых компаний) не предполагается. Во-вторых, все претензии потребители могут направлять управляющей организации. В-третьих, учитывая, что во взаимоотношениях РСО с потребителями появляется управляющая организация, РСО значительно проще будет взыскивать задолженность с одной управляющей организации, а не с населения.
Кто должен обслуживать внутридомовое газовое оборудование?
В последнее время в средствах массовой информации постоянно появляются репортажи о взрывах в жилых домах, причиной которых явилось ненадлежащее содержание и эксплуатация газовых приборов.
Действующее законодательство предусматривает, что собственник обязан следить за своим имуществом и содержать его. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 содержание общедомовых сетей газоснабжения, приборов и оборудования должно осуществляться жильцами многоквартирного дома за счет платы за содержание и ремонт жилья. Учитывая, что внутриквартирные газовые приборы принадлежат, как правило, гражданам, то и содержание таких приборов должно осуществляться за счет средств граждан.
В розничную цену на природный газ для населения включаются расходы только по содержанию сетей газораспределительных организаций.
Необходимо также отметить, что газовые приборы должен обслуживать аттестованный персонал. Иначе размеры возможной трагедии затронут не только собственников газовых приборов, но и соседей.
В настоящее время законодательство не предусматривает государственного регулирования в отношении работ по содержанию и обслуживанию внутридомового газового оборудования, делая акцент только на том обстоятельстве, что организация, с которой необходимо заключить договор, должна быть «специализированной». Это должно способствовать созданию конкурентных условий, а как следствие снижению цен для потребителей.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21.07.2008 №549, «специализированная организация» - это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Почему поставщики газа увеличивают тарифы на газ, используя «температурные коэффициенты»?
В последнее время поступает большое количество обращений граждан о применении поставщиками газа повышающих температурных коэффициентов, которые ведут к росту размера платы за потребленный природный газ.
Прежде всего необходимо отметить, что данные коэффициенты ни в коем случае не влияют на розничную цену на природный газ, они только корректируют объем потребленного природного газа, определяемого по показаниям приборов учета газа. Необходимость такой корректировки заключается в том, что розничная цена на природный газ рассчитывается исходя из объема газа при нормальных (стандартных) условиях (ГОСТ 2939-63), учитывающих три параметра – температура 20°С, атмосферное давление 760 мм.рт.ст., влажность 0%. Ежедневно изменяющиеся погодные условия требуют и корректировки объемов потребляемого газа.
При этом такие коэффициенты могут применяться только к приборам без температурной компенсации. Поэтому, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, показания таких приборов учета должны использоваться в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии. О величинах таких коэффициентов можно узнать на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru. При этом необходимо отметить, что подобные коэффициенты являются корректирующими и могут быть как повышающими, так и понижающими.
Как и почему в Ростовской области изменятся расходы на оплату коммунальных услуг?
В условиях рыночных отношений, когда цены на сырье и материалы меняются непрерывно в течение года, изменение тарифов на коммунальные услуги является неизбежным. Государство может обеспечить только планомерность такого изменения тарифов (цен) и гарантировать их экономическую обоснованность. Помимо естественных инфляционных процессов рост тарифов также обусловлен текущим состоянием основных фондов, выполнением не только мероприятий по обслуживанию и текущему ремонту основных средств, но и необходимостью выполнения капитальных ремонтов и их реконструкции.
Электроэнергия.
Средний тариф на электрическую энергию для всех потребителей региона вырос в 2009 году на 17,7 %.
Основными факторами роста тарифа являются:
- рост на 17,6 % тарифа покупки электрической энергии с оптового рынка электроэнергии,
- рост тарифов на услуги, оказываемые на оптовом рынке электроэнергии, на 26 %;
- рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии по распределительным электрическим сетям территориальных сетевых организаций – 26,8 %.
Вместе с тем, необходимо отметить, что при установлении тарифов на электроэнергию на 2009 год собственные расходы гарантирующих поставщиков сокращены РСТ на 13,7 %.
Тариф на электроэнергию для населения установлен РСТ на 2009 год в рамках предельного максимального уровня, утверждённого ФСТ России, в размере 245 коп./кВтч для городского населения и 172 коп./кВтч для сельского населения и населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами. Рост тарифа на электрическую энергию для населения составил 26,9 %. Увеличение тарифа на электроэнергию для населения на 2009 год темпом, превышающим прогнозируемый уровень инфляции, обусловлен необходимостью ликвидации перекрестного субсидирования.
Составляющие тарифа на электрическую энергию строго определены нормативными актами, регулирующими ценообразование в отношении электрической энергии.
Экономически обоснованный тариф на электрическую энергию для населения в 2009 году составляет 341 коп./кВтч с НДС. За каждый кВтч электроэнергии, потреблённой городским населением, 96 коп. доплачивают другие потребители.
Все составляющие тарифа на электрическую энергию регулируются государством, проходят экономическую и техническую экспертизу, являются экономически обоснованными.
На федеральном уровне ФСТ России устанавливает следующие составляющие тарифа на электрическую энергию: тариф покупки гарантирующими поставщиками единицы электрической энергии (мощности) с оптового рынка, тариф на услуги коммерческого оператора (ОАО «АТС»), тариф на услуги по передаче электроэнергии по сетям ОАО «ФСК ЕЭС».
На региональном уровне РСТ устанавливает следующие составляющие тарифа на электрическую энергию: тарифы на услуги по передаче электроэнергии по сетям региональных сетевых организаций, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии.
Тепловая энергия.
Учитывая, что предприятия данной сферы являются энергоемкими, прогнозный предельный рост тарифов на данные услуги был определен ФСТ в среднем по Ростовской области на уровне 124,5%. Благодаря жесткой тарифной политике Администрации Ростовской области, экономически обоснованные тарифы на 2009 год на тепловую энергию в среднем по Ростовской области выросли на 16,4%.
При формировании тарифов были применены следующие условия:
- поэтапный рост стоимости газа на 27,7%;
- рост стоимости электроэнергии для предприятий водоснабжения и водоотведения, но снижение расходов, по этой же причине, на электроэнергию для теплоснабжающих предприятий;
- рост остальных статей затрат на уровне прогнозируемой инфляции.
Кроме того, учитывалась необходимость доведения заработной платы работников организаций теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения до уровня прожиточного минимума, сохранения квалифицированных кадров. Для предприятий Ростовской области, присоединившихся к отраслевому тарифному соглашению, рост фонда оплаты труда формировался с учетом роста на 32,5% (ставка работника 1 разряда составила 2 550 руб./мес.), для остальных предприятий фонд оплаты труда формировался исходя из роста на 13%.
Существенной причиной увеличения тарифов стало также снижение объема потребления услуг при неизменных условно-постоянных затратах самих предприятий.
Газ.
В соответствии с действующим законодательством цена на газ для конечных потребителей формируется из регулируемых оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги. Государственное регулирование всех составляющих цены на газ осуществляется на федеральном уровне.
Определенная государством концепция долгосрочного социально-экономического развития предусматривает поэтапный переход к ценам на газ, на основе равной доходности для внутренних и внешних потребителей. С учетом данной концепции рост расходов населения на приобретение природного газа планировался на уровне 125%.
Мировой финансовый кризис 2008 года потребовал внесения корректировок в прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. В целях социальной защиты потребителей услуг естественных монополий, недопущения чрезмерного роста регулируемых государством тарифов Правительством Российской Федерации принято решение об изменении темпов роста цен на природный газ в 2009 году.
Соответствующие составляющие цены на природный газ приняты Федеральной службой по тарифам. Таким образом, рост размера платы жителей Ростовской области за услуги газоснабжения вырастет с 1 января на 6,97%, с 1 апреля на 6,82%, с 1 июля на 6,97% и с 1 октября на 6,83%. А учитывая, что основное потребление газа населением происходит в первом квартале, такой подход к установлению розничной цены на природный газ приведет к росту расходов в 2009 году, по отношению к 2008 году, на 117,14%.
Поквартальное увеличение цены на природный газ, позволит населению Ростовской области сэкономить около 374,6 млн.руб.
Водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.
Отличительной особенностью регулирования организаций, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, является разграничение полномочий при установлении тарифов между РСТ и органами местного самоуправления, которое зависит от объемов оказываемых услуг в конкретном муниципальном образовании. Принятием Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» полномочия по установлению тарифов услуги водоснабжения и водоотведения в основном переданы органам местного самоуправления.
Так, на 2009 год из 248 организаций области, оказывающих данные услуги, только 28 подлежали регулированию РСТ, а 219 - органами местного самоуправления.
При этом, главной задачей явилось соблюдение федерального законодательства, недопущение завышения цен, тарифов путем исключения необоснованных расходов.
Фактический рост экономически обоснованных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения составил в среднем по области 132,1%.
Основными причинами увеличения тарифов на 2009 год являются:
- рост расходов по электроэнергии за счет увеличения тарифов на электроэнергию для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства области на 144,1 – 165,6% (в зависимости от уровней напряжения), в с вязи с ликвидацией перекрестного субсидирования,
- рост фонда оплаты труда на 32,8% с учетом необходимости доведения минимальной заработной платы работников до уровня прожиточного минимума, сохранения квалифицированных кадров. Администрацией Ростовской области была достигнута предварительная договоренность с Ростовской областной организацией профсоюза работников жизнеобеспечения о поэтапном увеличении тарифной ставки рабочего 1 разряда и доведении ее уровня в 2009 году до 2550 руб./мес.,
- рост остальных статей затрат на уровне прогнозируемой инфляции.
Существенная причина роста тарифов - снижение объемов потребления услуг за счет установки приборов учета при неизменных затратах самих предприятий.
В разных городах и районах области тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения существенно отличаются и составляют от 7,12 руб./куб.м (СПК «Родина» Кагальницкого р-на) до 85,37 руб./куб.м (МУП «Водопроводно-канализационные сети» Красносулинского р-на).
Различия в уровне тарифов по городам и населенным пунктам области обусловлены, прежде всего, технологическими факторами – производство воды (подъем, очистка и транспортировка) силами и средствами предприятия или работа предприятия на покупной воде, технологией очистки воды; степенью полезной загрузки оборудования; рельефом местности (высота подъема воды); протяженностью водоводов и обслуживаемых сетей; степенью износа основных фондов; различными объемами полезного отпуска услуг и количеством потребителей, приходящихся на 1 км сетей, и т.п.
Существует много проблем с обеспечением услугами водоснабжения в шахтерских городах, где предприятия работают на покупной воде от ОАО Водный холдинг «Дон ВК Юг».
Что дает жителям области реализация закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ?»
Одной из мер государственной поддержки развития ЖКХ стало принятие Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
За счет средств Фонда, областного бюджета и бюджета города Ростова-на-Дону, а это 3516,3 млн. рублей, планируется оказание управляющим организациям и ТСЖ целевой финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и 1003,6 тыс.рублей муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 01.01.2007 года.
Средства получат только те муниципальные образования, на территории которых не менее 10% домов обслуживаются ТСЖ и не менее 50% домов управляются частными управляющими компаниями.
Необходимо понимать, что выделение этих средств повлечет за собой некоторую финансовую нагрузку на население по оплате коммунальных услуг, поскольку для получения средств Фонда на территории муниципальных образований Ростовской области должны выполняться ряд требований, предусмотренных названным законом. Основными условиями в части, касающихся тарифов на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения, являются:
- ликвидация перекрестного субсидирования не позднее 1 января 2011 года,
- прекращение предоставления бюджетных дотаций организациям, оказывающим коммунальные услуги, при доведении уровня оплаты населением коммунальных услуг до 100% не позднее 1 января 2010 года.
В 2008 году финансовую поддержку получили 10 муниципальных образований области. В 2009 году 21 муниципальное образование претендует на получение финансовой поддержки. Следует отметить, что в ближайшие годы темпы роста тарифов для населения этих территорий будут опережать рост экономически обоснованных тарифов для РСО при одновременном обеспечении мер социальной защиты населения.
Можно ли остановить рост тарифов?
Остановить повышение тарифов - значит прекратить не только какое-либо развитие жизнеобеспечивающих отраслей, но и стать на путь «уничтожения» существующей системы жизнеобеспечения населения. Поэтому данная отрасль нуждается в постоянном поддержании в работоспособном состоянии. Конечно же, повышение тарифов не является основным инструментом достижения положительных результатов, но предприятиям должно хватать средств на выполнение производственных программ. Поэтому тарифы формируются исходя из принципов необходимого минимума и с учетом грамотного и экономичного хозяйствования.
Несмотря на то, что полностью прекратить изменение тарифов практически невозможно, следует отметить, что реализация отдельных инвестиционных мероприятий, связанных с сокращением издержек, позволяет на определенном этапе снизить темпы роста тарифов, возможно также разовое сохранение тарифа на очередной период регулирования.
Прекратить же повышение тарифов для населения, при условии компенсации роста тарифов предприятий за счет бюджетных средств, в принципе возможно. Однако, опыт работы по данной схеме показал ее экономическую несостоятельность, так как снижается эффективность использования бюджетных средств: средства направляются не на социальные программы, в виде дотаций в сферу ЖКХ, при этом бюджетные средства расходуются и на оплату услуг за ту категорию граждан, которая обладает достаточно высокими доходами. При этом постоянно снижался уровень качества предоставляемых услуг населению.
Поэтому основной задачей регулирующих органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления является снижение темпов роста тарифов при обеспечении темпов роста доходов граждан, превышающих темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. А в целях обеспечения социальной защиты населения необходима реализация мер, направленных на уменьшение доли собственных расходов граждан в оплате жилищно-коммунальных услуг.
Почему граждане должны оплачивать помимо собственного потребления ещё и какие-то потери?
Чтобы разобраться, что же означает этот загадочный термин «потери электроэнергии» обратимся к сути понятия.
Из учебника физики известно, что электроэнергия — это вид ресурса, для перемещения которого на расстояние не используются другие ресурсы — она расходует часть самой себя, то есть при передаче электроэнергии по электрической сети в ее элементах технически неизбежен технологический расход энергии, обусловленный активным сопротивлением цепи.
В соответствии с действующим законодательством весь объём электрической энергии, потреблённый многоквартирным жилым домом согласно показаниям общедомового прибора учёта и использованный на коммунально-бытовые нужды, общедомовые нужды (освещение и обслуживание межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, оплачивается жильцами дома.
При этом разницу между объёмом электроэнергии, поставленной в многоквартирный жилой дом по показаниям общедомового прибора учёта, и объёмом электрической энергии, потреблённой гражданами на коммунально-бытовые нужды согласно показаниям квартирных приборов учёта, и объёмом электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, составляют потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При формировании тарифов на электроэнергию для потребителей, в том числе для населения, учитывается только технологический расход электроэнергии при её передаче по распределительным электрическим сетям сетевых организаций, а потери электрической энергии во внутридомовых электрических сетях не учитываются.
В связи с изложенным, потери электрической энергии во внутридомовых электрических сетях оплачиваются гражданами-потребителями в составе платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
При этом, в старом жилищном фонде, где внутридомовые электрические сети характеризуются высоким уровнем износа, не осуществлялась замена электрической разводки, уровень потерь электроэнергии, как правило, достаточно высок. Поэтому в обновлении линий электропередач с целью приспособления её к современным уровням нагрузки сети заинтересованы, прежде всего, сами жильцы дома.
Электроэнергия, потреблённая многоквартирным жилым домом, оплачивается исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющими организациями) ресурсоснабжающей организации в объёме, определённом по показаниям общедомового прибора учёта.
Жильцы дома оплачивают исполнителям коммунальных услуг как объём электроэнергии, потреблённой на коммунально-бытовые нужды согласно показаниям квартирных приборов учёта, так и часть объёма электроэнергии, использованной на общедомовые нужды и на компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях в соответствии с расчетными данными, содержащимися в квитанциях.
В целях предотвращения возникновения конфликтных ситуаций и обеспечения прозрачности при расчётах жителей многоквартирных домов с исполнителями услуг за потреблённую электроэнергию необходимо представление полной исходной информации об объёмах ресурса, потреблённого многоквартирным жилым домом, при выставлении счётов.
Является ли законной корректировка исполнителем размера платы за коммунальные услуги?
Важно понимать, что исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая компания) рассчитываются с РСО, как правило, по коллективным приборам учета коммунальных услуг, при этом расчеты с потребителями ведутся по показаниям индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии – по соответствующим нормативам. Поэтому постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 были утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», где и изложен порядок корректировки исполнителем размера платы за коммунальные услуги.
Правилами предусмотрено, что исполнителем 1 раз в год корректируется размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома независимо от того, установлены в многоквартирном доме приборы учета или нет. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение может корректироваться исполнителем 1 раз в квартал, а если предусмотрено договором, то 1 раз в год.
Что делает государство для социальной защиты граждан?
Предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ростовской области (далее – предельные индексы), установление которых предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2005 №184-ФЗ, позволяют существенным образом ограничить рост тарифов для населения, при этом обеспечить РСО финансовыми средствами для выполнения производственных программ.
В Ростовской области полномочия по установлению указанных предельных индексов на 2009 и последующие годы законодательством возложены на Региональную службу по тарифам Ростовской области (РСТ).
РСТ на 2009 год установлены различные предельные индексы для разных муниципальных образований области с учетом их экономических и технологических особенностей систем жизнеобеспечения.
Указанные предельные индексы устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг (рассчитанные по нормативам потребления соответствующих коммунальных услуг).
Предоставление субсидий. Потребители услуг должны знать, что для социально незащищенных граждан в Ростовской области сформирована система адресной социальной поддержки малоимущих семей и льготных категорий граждан путем предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают максимально допустимую долю расходов граждан на эти цели. С 1 ноября 2007 года стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составлял 18%, при федеральном стандарте — 22%. В целях дополнительной социальной поддержки малообеспеченных семей принято постановление Администрации Ростовской области от 31.12.2008 №630 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 24.03.2008 №135» о снижении с 1 января 2009 года вышеуказанного стандарта до 15%, что позволит увеличить численность получателей и размер субсидий. Для граждан, которым субсидия уже назначена, предусмотрен перерасчет сумм субсидий с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий дополнительных документов.
Гражданам, не получавшим ранее субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, для ее назначения необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства (регистрации) с заявлением и документами, подтверждающими состав семьи, основание пользования жилым помещением, гражданство России, доходы всех членов семьи о трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной деятельности в течение последних 6 месяцев, копии документов о фактических платежах за коммунальные услуги. Покупка твердого топлива подтверждается товарным и (или) кассовым чеком.
На выплату жилищных субсидий малообеспеченным гражданам в областном бюджете на 2009 год предусмотрено свыше 1,8 млрд.руб., что почти на 43% больше прошлогодней суммы.
Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). С 1 января 2007 года всем региональным и федеральным льготникам меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат. Расчет сумм ежемесячных денежных выплат на оплату ЖКУ производится органом социальной защиты населения по региональным стандартам стоимости 1 кв.м. жилищно-коммунальных услуг, величина которых устанавливается постановлением Администрации Ростовской области. ЕДВ назначаются с 1 числа месяца, следующего за обращением в орган социальной защиты населения, в связи с чем все возникающие у льготников вопросы по расчету компенсации на оплату ЖКУ могут быть выяснены непосредственно в учреждении социальной защиты населения по месту жительства.
Начисление ЕДВ гражданам, имеющим задолженность более 6 месяцев, приостанавливается, и им направляется соответствующее уведомление. ЕДВ предоставляются по месту регистрации (по месту жительства либо пребывания) на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения. При временном отсутствии гражданина, зарегистрированного в данном жилом помещении, они не включаются в расчет доли занимаемой общей площади жилого помещения, если их отсутствие подтверждено документально (например, копия командировочного удостоверения, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении, проездные билеты, оформленные на имя потребителя и иные документы).
Размер ежемесячных денежных выплат на жилищно-коммунальные услуги эквивалентен предоставляемым ранее льготам на жилое помещение и коммунальные услуги в натуральной форме.